БИОГРАФИЯ

РАБОТА С ИЗБИРАТЕЛЯМИ
КАТРЕНКО
ПУБЛИКАЦИИ
РАБОТА С ЗАКОНОПРОЕКТАМИ
ПОЗИЦИЯ
ПУБЛИКАЦИИ
ПИСЬМО ДЕПУТАТУ
поиск

Реформа уже идет, а законодательно она не обеспечена

"Полит.Ру"
23 сентября 2002 г.

не вешайте собак на одного Чубайса

В ситуации, сложившейся вокруг энергетической реформы, играют роль субъективные и объективные факторы. К субъективным относится известная фигура Анатолия Чубайса, широко популярного как в левых, так и в правых кругах. Сегодня его считают главным виновником проводимых реформ. Однако мало кто пытается объективно оценивать ситуацию. И мало кто пытается проводить параллели между реформой РАО ЕЭС и других естественных монополий, где Чубайса нет. У нас начался процесс реформирования министерства путей сообщения, уже несколько лет идет реформа министерства связи. И, кстати, по оценкам и наших, и зарубежных экспертов эта реформа развивается достаточно динамично. Не без ошибок и не без огрехов, но она идет, и мы все пользуемся ее плодами. Некоторые населенные пункты еще бы лет десять ждали проводного телефона, но уже сегодня имеют возможность пользоваться мобильной телефонной связью. Плюс к сказанному сегодня, по сути, принимается политическое решение о реформе газовой отрасли. Это объективная реальность.

Кроме того, я считаю, при нынешнем раскладе сил, когда остается чуть больше года до парламентских выборов, в споры об электроэнергетической реформе многими привносится политический фактор. Всем хочется достаточно солидно выглядеть перед избирателями, но иногда, как мне кажется, мы злоупотребляем какими-то вещами в ущерб собственной совести и тем задачам, которые стоят перед страной. Ведь независимо от того, кто возглавляет РАО ЕЭС, реформы в энергетической сфере все равно проводились бы.

И еще очень важный момент. Я не хочу никого ни хвалить, ни ругать, но не Чубайс - со всем его авторитетом с одной стороны и неприятием его личности с другой - является движущей силой реформы. И не он главный ее идеолог, хотя на него пытаются навесить "всех собак". У России есть международные соглашения, есть ситуация, в которой сегодня оказался мир (и мы), есть потребности народного хозяйства. И эти потребности я поставил бы на первый план. Потому что можно много говорить о государственнических подходах, можно много обсуждать особенности нынешнего периода, но если мы сегодня одну из базовых отраслей экономики не приспособим к намеченным экономическим темпам, мы просто зайдем в тупик. И главная причина реформ естественных монополий - это попытка привести их в то состояние, которое позволило бы динамично развиваться экономике.

старый багаж пора выбросить

Понимаю и в определенной мере разделяю сомнения широкого круга своих сограждан. Но гораздо проще ничего не делать и все сваливать то на объективные трудности, то на предшественников, то еще на какие-то мешающие обстоятельства. Задача заключается в том, чтобы в процессе этого реформирования положительные результаты почувствовали и граждане, и народное хозяйство в целом. И чтобы страна была адекватна процессам, происходящим в изменяющемся мире.

Мы, кстати, уже серьезно запаздываем с принятием законов. На протяжении последних полутора лет я неоднократно говорил о том, что реформа уже идет, а законодательно она не обеспечена. И в этом заключается самая большая опасность.

Тем не менее, результаты реформы мы почувствуем, пусть не сразу. Во-первых, не будет перекосов с ценообразованием. Уже сегодня отрасль не в состоянии обеспечить нормальный, разумный и равноправный доступ для всех потребителей электроэнергии. Во-вторых, должны быть обеспечены условия для конкуренции в области генерации и сбыта. И реформа предполагает внедрение элементов, которые позволили бы на конкурентной основе предлагать свои услуги, свою продукцию - электроэнергию - широкому кругу потребителей.

Кроме того, важнейшей целью реформы должно стать повышение заинтересованности потенциальных инвесторов в развитии отрасли. Сегодня бюджет не в состоянии эффективно финансировать строительство новых гидро-, тепло- и атомных электростанций. А единственный шанс заинтересовать тех, кто может вложить средства, - сделать отрасль, ее финансы и деятельность прозрачными, понятными и доступными для широкого круга потенциальных инвесторов. Главными из которых, на мой взгляд, должны стать граждане и компании нашей страны.

Результатом реформы должны стать такие преобразования энергетической системы, которые смогут обеспечивать потребности народного хозяйства в той мере, в какой это необходимо, а также создать условия, при которых мы сможем предлагать нашу электроэнергию на внешний рынок и достойно конкурировать с другими компаниями. Другого пути нет. Попытка выезжать на старом багаже, по-прежнему "проедая" основные фонды, ведет в тупик. В течение последних пятнадцати лет нет коренного обновления ни в одной из базовых отраслей. Нам, конечно, хватит основных фондов еще лет на 10-15, может быть, на 20 лет, но что дальше?

идея должна созреть

Время "дикого" капитализма проходит. Мы становимся умнее, грамотнее, искушеннее, прагматичнее. Именно поэтому в пакете законопроектов, который мы разрабатывали в рамках трехсторонней группы, очень жестко оговариваются права потребителей. Даже где-то с ущемлением прав тех субъектов, которые занимаются выработкой электроэнергии, ее транспортировкой и реализацией. Эта проблема была одним из камней преткновения, вокруг которых шли споры.

Еще одним таким "камнем" был вопрос о разграничении полномочий регионов и центра по регулированию тарифов. Мы нашли компромиссное решение и ряд полномочий передали субъектам Федерации. В этом депутаты поддержали сенаторов. Понимаете, нельзя силой тянуть людей ни в коммунизм, ни в капитализм (или рынок) - это всегда вызывает внутреннее отторжение. Для правильного понимания достоинств и недостатков рынка надо дорасти. Так что на данном этапе это был необходимый компромисс.

не все так просто

Что касается недавнего заявления советника президента Андрея Илларионова о критическом положении дел в РАО ЕЭС и плохой работе менеджмента, то здесь есть и политические, и психологические факторы. Понятно, что психологическая атмосфера, созданная вокруг реформы РАО ЕЭС, не работает на благо энергетического ведомства. При этом я не исключаю, что в РАО ЕЭС есть просчеты, которые и имел ввиду Илларионов. Советник президента - достаточно солидный и ответственный человек, и вряд ли стал бы выступать голословно.Я бы охарактеризовал ситуацию накануне первого чтения как 50 на 50. Хотя, как мне кажется, день ото дня становится больше депутатов, которые понимают, что этой дорогой мы должны пройти. Думаю, что в конечном итоге законы будут приняты в первом чтении и серьезно доработаны к процедуре второго. И шанс, что три чтения пройдут к 1 января 2003 года, есть.



 дизайн:
Web-Мастерская — студия веб-дизайна