БИОГРАФИЯ

РАБОТА С ИЗБИРАТЕЛЯМИ
КАТРЕНКО
ПУБЛИКАЦИИ
РАБОТА С ЗАКОНОПРОЕКТАМИ
ПОЗИЦИЯ
ПУБЛИКАЦИИ
ПИСЬМО ДЕПУТАТУ
поиск

Шилом моря не нагреешь

Парламентские слушания, намеченные на 17 октября, обещают стать неординарными. Очень уж серьезная тема — «Энергетическая стратегия России до 2020 года». А в России ТЭК, как известно, больше, чем просто ТЭК. Это стержень не только экономики, но во многом и политики. Обычно слушания по подобным стратегическим вопросам устраиваются после того, как правительство разработает и утвердит соответствующий концептуальный документ. В этот раз ситуация иная.

Еще при прежнем правительстве специалистами тогдашнего Минтопэнерго была начата разработка проекта энергетической стратегии страны. Несколько месяцев назад первый вариант его был отправлен в регионы. Сейчас идет работа над поправками. Но окончательного текста еще никто не видел, и на утверждение правительства он не выносился.

Но депутатов из Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи и межфракционного объединения «Энергия Россия», которые выступили инициаторами слушаний, похоже, не устраивает подобная неторопливость чиновничьего аппарата. Председатель комитета Владимир Катренко убежден, что разработку энергетической стратегии и необходимых для проведения ее в жизнь законов сегодня надо форсировать. Ибо, по его словам, «не успев выкарабкаться из ямы финансового кризиса, мы очень скоро можем оказаться в яме еще более страшного кризиса — энергетического».

По данным экспертов, износ фондов в нефтедобыче составляет уже 60 процентов, а в нефтепереработке — 80. Исчерпала проектный ресурс половина оборудования угольной промышленности. В ближайшие годы выработает ресурс и половина мощностей всех электростанций страны. Нужны колоссальные инвестиции, исчисляемые многими миллиардами долларов в год. Но пока инвесторов сдерживает именно затяжка с решением многих стратегических вопросов развития российского Тэка и отсутствие законодательной базы.

Катренко не смущает неготовность правительственного варианта стратегии. «Подходы Минэнерго в принципе ясны, тем более что министр энергетики Александр Гаврин выступит на слушаниях с докладом, — говорит председатель комитета. — Но я не исключаю, что могут быть выдвинуты новые концептуальные идеи. Не будем забывать, что именно в Думе сосредоточен сегодня интеллектуальный цвет Тэка».

Да, более 80 нынешних депутатов — выходцы из Тэка. И среди них такие видные фигуры, как бывший премьер В. Черномырдин, известный ученый-атомщик.

Р. Нигматулин, президент Союза нефтегазопромышленников России В. Медведев, известный предприниматель В. Язев, и многие другие. Все они и политически, и профессионально заинтересованы в скорейшем принятии законов в интересах нефтяной, газовой, угольной, электроэнергетической отраслей.

Среди депутатов-промышленников, в частности, набирает популярность идея создания Энергетического кодекса, который, как предполагается, должен свести воедино все основные правовые акты, касающиеся Тэка, увязать различные интересы, создать механизмы разрешения противоречий между различными отраслями, компаниями, формами собственности и т.д.

На слушаниях безусловно разгорятся горячие споры о том, каким быть этому законодательному своду. Так же, как и о стратегических подходах к формированию топливного баланса страны, о пресловутой «газовой паузе», о механизмах установления экспортных пошлин на энергоресурсы, о совершенствовании управления государственных долей собственности в естественных монополиях, о возможной реструктуризации этих монополий. Быть ли, к примеру, «Газпрому» единым или же его растащят по кусочкам, как нефтяную отрасль. Многих сейчас беспокоят попытки уменьшить подачу газа в регионы, особенно перед зимним отопительным сезоном, переадресовать некоторых потребителей на туркменский газ. Может ли государство оставаться от этого в стороне? Если же говорить о не сходящей со страниц прессы проблеме «чубайсовского плана» реорганизации РАО «ЕЭС», вряд ли она окажется в заглавных.

Тот же Катренко считает, что будет плохо, если депутаты «скатятся до очередной перебранки на тему «Прав Чубайс или нет?». «Это значит заведомо политизировать разговор, — заявил он. — А нам нужна профессиональная, глубокая дискуссия о сугубо экономических проблемах, о том, что будет со страной и с ее энергетической безопасностью. Реформы в РАО «ЕЭС», безусловно, нужны, но тому, какими конкретно они должны быть, нам, когда придет время, надо будет посвящать отдельные парламентские слушания. В любом случае здесь надо семь раз отмерить, прежде чем раз отрезать».

Зато в фокусе внимания депутатов окажется другая нынешняя «болевая точка» — отношения Центра и регионов в сфере энергетики. Острота этой проблемы возрастает в связи с насущной необходимостью закона о федеральных энергетических системах. Но беда в том, что сегодня нет единого понимания даже того, а что представляют собой эти системы, что в них входит. В разных субъектах Федерации трактуют это зачастую по-разному, исходя из разных условий, которые им удалось заложить в свои договора с федеральным Центром. В результате и ситуация в регионах разнится так, словно они существуют не в одной и той же стране. Цена киловатт-часа в Иркутске (где есть большие энергетические мощности) может составлять 6 копеек, а в то же время в Благовещенске она зашкаливает за 80.

По мнению Катренко, так же, как законодательства субъектов Федерации приводятся ныне в соответствие с федеральным, так и различные региональные подходы к энергетическим проблемам должны приводиться в соответствие с единой энергетической политикой. Иными словами, наводить порядок в Тэке предлагается в той же логике, какую задал Президент России В. Путин, начав укрепление вертикали власти.

Одним словом, уровень дискуссий на слушаниях будет высоким. Председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко настроен весьма по-боевому и лично обзванивает первых лиц министерств, ведомств и крупных компаний, приглашая их в Думу. «Слушания нужны, помимо всего, и для того, чтобы выяснить отношение руководителей к выработке честных и справедливых «правил игры» в Тэке, — полагает он. — Кто-то может и проигнорировать их, отделается присылкой второстепенного лица вместо себя. Что иначе как оскорблением депутатского корпуса не назовешь. Но зато станет ясно — кто хочет жить по закону, а кого устраивает, когда все делается по понятиям...» Нельзя же одним депутатам все взваливать на свои плечи.

«Парламентская газета» 12 октября 2000 г.


 дизайн:
Web-Мастерская