В условиях кризиса в Европе и США цены снижаются, а в России растут

В западных странах и США снижение спроса приводит к падению потребительских цен, однако российского рынка это пока практически не касается, пишут «Новые известия». По мнению экспертов, отечественный бизнес еще не привык к рыночным условиям и предпочитает придержать товар, чем продавать его дешевле. Россия довольно продолжительное время переживала период бурного подъема потребительских цен, который объяснялся ростом мировых цен на нефть, газ и продовольствие, а также небывалым покупательским ажиотажем. Однако сейчас нефть подешевела в 2,5 раза, спрос из-за финансовых неурядиц падает, и цены по идее должны пойти вниз, отмечает издание.

По данным федерального департамента труда США, в октябре индекс потребительских цен в стране снизился на 1%. Это рекордное падение с 1947 года. Американские компании вынуждены снижать цены в попытке стимулировать спрос. Общее снижение продаж в США в октябре составило 2,8%. Чтобы не работать себе в убыток, лучше продать дешевле, чем не продать вообще.

В России в октябре потребительские цены выросли на 0,9%, а за первую половину ноября – еще на 0,4%. В итоге инфляция с начала года составила 12% и уже превысила прошлогодний уровень. Эксперт Международного института экономики и финансов Евгений Надоршин объясняет разное поведение цен у нас и на Западе так: «Американский рынок относительно гибкий, он привык к рыночным условиям. Наши продавцы привыкли, что цены можно только повышать, а снижать их даже при объективных на то условиях необязательно».

Цены производителей промышленной продукции уже и в России идут вниз. В сентябре снижение составило 5%, а в октябре – 6,6%. Это максимальное месячное падение за всю современную российскую историю. Однако на уровне потребительского рынка это практически никак не проявляется. Стоимость нефти на мировых рынках снизилась в два с половиной раза, балансируя сейчас в районе 50–55 долларов. Внутренние цены на нефть в России с августа снизились на 42,5%, а вот розничные цены на бензин за эти же два месяца снизились всего на 3,7%, плюс за первые две недели ноября еще на 3,2%.

Снижению способствовали не только экономические факторы, но и административные. Федеральная антимонопольная служба предложила крупнейшим нефтяным компаниям снизить оптовые и розничные цены на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями. По оценке ФАС, цена на бензин по всему миру упала на 15–20% с середины лета, тогда как в России она практически не изменилась.

Эксперты считают, что стоимость бензина не падает, потому что его продолжают брать по высоким ценам. Быстрое снижение цен в США объясняется тем, что там значительно лучше развита конкуренция, в то время как в России компаний мало, а поставки на региональный рынок почти монопольные, отмечают они.

Газета пишет, что в этом году в России был собран рекордный за все последние годы урожай зерновых, однако это, даже на фоне снижения мировых цен на зерно, не сделает хлеб дешевле. Эксперты указывают, что в 2009 году из-за роста тарифов цены на хлеб могут и увеличиться.

Надоршин уверен, многие компании сталкиваются с затовариванием, но некоторые из них повышают цены, чтобы увеличить норму прибыли и компенсировать снижение объемов продаж, однако избыток предложения рано или поздно все равно заставит снижать цены. Некоторые специалисты отмечают, что предприниматели вместе с ценой могут снижать и качество товара


В стране уже стала практиковаться неофициальная форма снижения цены в виде скидки. По данным исследования компании Penny Lane Realty, сегодня каждая третья сделка на рынке недвижимости Москвы заключается именно таким образом. То же самое происходит и в сфере туризма. Цены на новогодний отдых вниз пока не идут, но зато многие компании предоставляют скидки в размере 20–30% или дополнительные бонусы.

26 ноября 2008, 11:45